Прекратить вмешательство Америки в украинско-российский конфликт может либо исчезновение незалежной с карты, либо распад России
В США растет число консерваторов-республиканцев, чья внешняя политика строится на идее отказа от военной поддержки Украины, пишет колумнист Washington Post Джош Рогин.
Он обращает внимание на то, что политическое крыло консервативного исследовательского института Heritage Foundation в мае этого года выступило против законопроекта о помощи Украине и присоединилось к сторонникам зарубежной «политики сдерживания», прямо противоположной главенствующей сегодня линии в США.
«Никакая внешняя политика не может стать успешной без поддержки американского народа. В своей программе „новые правые“ поднимают крайне актуальные вопросы, и нет никаких сомнений, что у них большой потенциал в Республиканской партии», — утверждает Рогин.
При этом, он считает, что антиукраинские настроения будут пользоваться успехом среди консерваторов только пока у власти находятся демократы. Победа республиканцев ослабит их позиции, заключил колумнист.
То есть, придя к власти республиканцы будут проводить ту же политику, что и демократы? Россия и Украина — это просто карта во внутри политической борьбе в США?
— Все же главным своим противником в долго- и среднесрочной перспективе в Вашингтоне считают Китай, а не Россию, — уверен политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Об этом говорит и ряд доктринальных документов США, и заявления представителей высшего эшелона американской власти. Но если смотреть с позиций сегодняшнего дня, противостояние с Россией — это самая актуальная проблема для Соединенных Штатов, на которую очень много завязано. Россия бросила вызов коллективному Западу и центр противостояния сегодня находится на Украине.
Весь мир, особенно незападный, очень внимательно наблюдает за происходящим, в большинстве своем «болея» за Россию, пусть и не особо это афишируя. Поэтому американцы сделают все возможное, чтобы не только не допустить победы России на Украине, но и для того, чтобы полностью уничтожить Россию в ее нынешнем виде.
Если же Россия сможет решить поставленные на Украине задачи, то однозначно деклассирует США и Запад в целом, учитывая степень их вовлеченности в украинский кризис. Что будет иметь серьезные последствия для американцев и в других регионах мира.
«СП»: — Есть ли какие-то серьезные разногласия между республиканцами и демократами по вопросу Украины?
— Если в прошлом можно было говорить о двухпартийном консенсусе по важнейшим внешнеполитическим вопросам, то сегодня это уже, пожалуй, не так. Основная причина — очень сильное повышение градуса гражданского противостояния как между рядовыми сторонниками республиканцев и демократов, так и между элитными группами. Поляризация американского общества сегодня крайне высока.
Поэтому любой значимый вопрос внешней и внутренней политики почти неизбежно становится поводом для острых споров и взаимных обвинений. Что касается поддержки Украины, то тут скорее будет вопрос о том в каком формате ее поддерживать. А с тем, что Россия враг и что нельзя допустить ее усиления, скорее согласны обе стороны.
«СП»: — А внутри партий? Кто выступает за поддержку Украины любой ценой, а кто против?
— Демократы, безусловно, более монолитны и последовательны в этом вопросе. Что касается республиканцев, то не так давно был прецедент, когда ряд парламентариев-республиканцев в нижней палате Конгресса не поддержали очередной пакет помощи Киеву. Но там, опять же, речь скорее была о механизмах контроля, суммах и тому подобных вопросах, а не о том, надо ли поддерживать Украину в принципе.
«СП»: — Рогин утверждает, что противники поддержки Украины будут пользоваться популярностью лишь до прихода к власти. А потом станут также поддерживать Украину?
— Тоже вполне вероятный вариант развития событий. Среди американских избирателей есть немало людей, которым по разным причинам не нравится столь глубокая вовлеченность их страны в конфликт с Россией в далекой Европе. И, возможно, это будет использовано некоторыми политиками на выборах. Но пока сложно представить, что США полностью поменяют свою политику на Украине. Даже если к власти придут республиканцы.
«СП»: — Придут ли американские политические элиты когда-нибудь к пониманию необходимости прекращать поддержку Украины?
— Совсем отказаться от поддержки Украины американцы могут только в самом крайнем случае. Например, если в самих США случится какой-то мега-форс-мажор и они просто не смогут уделять должное внимание и выделять ресурсы Украине. Или если им удастся полностью победить Россию, вплоть до распада существующего российского государства. Украина тогда будет просто не нужна.
Или — как вариант — если Украина в принципе исчезнет с карты мира. Хотя даже в последнем случае американцы будут в какой-то степени поддерживать правительство в изгнании, украинскую творческую и научную интеллигенцию, медиаструктуры. Во всех остальных случаях, поддержка Украины в большей или меньшей, чем сейчас, степени будет последовательно продолжаться.
— Рейтинг консерваторов возможно и растет, только он не связан с событиями на Украине, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Он связан с провалами администрации Байдена во внутренней политике и экономике США. В том числе — с пандемийной повесткой, сворачиванием ряда социальных программ и проч. Война Вашингтона с Россией и поддержка им Украины, напротив, пока приносит администрации Байдена дополнительны очки.
«СП»: — По-вашему, отношение демократов и республиканцев к вопросу поддержки Украины чем-то отличается?
— Позиции республиканцев и демократов США по Украине практически не отличаются. Разница лишь в том, что позиция республиканцев более взвешена и прагматична, а демократов — более политизирована и настроена на продвижение на Украине либертарианской повестки дня.
«СП»: — При этом антиукраинские консерваторы будут пользоваться успехом среди консерваторов, только пока у власти находятся демократы. Победа республиканцев ослабит их позиции, считает Рогин. Почему?
— Потому что имеет значение критика республиканцами демократов — неважно по какому поводу. Не исключено, что после прихода к власти республиканцев демократы начнут критиковать их ровно за то же, приплетая в контекст критики и неудачи республиканцев во внешней политике, включая Украину.
«СП»: — По-вашему, что должно произойти внутри американского политического истеблишмента, чтобы Вашингтон перестал накачивать Украину оружием?
— Только понимание перспективы полной утраты России как партнера и примыкание РФ к главному стратегическому конкуренту США Китаю. Пока же Россия дает понять Госдепу другое — что при самой жесткой позиции Вашингтона по отношению к Москве, Российское руководство готово терпеть провокации Вашингтона и заискивать перед США.
Как только Россия выйдет из ВТО и ВОЗ, разорвет сделки по урану и титану, после чего заявит о разрыве дипотношений с США, ситуация в верхах США может измениться.
«СП»: — Какое место, по-вашему, Украина и Россия занимают во внешнеполитической стратегии США? Они имеют большее значение, чем противостояние с Китаем?
— Противостояние с Россией — главная политическая забава американского истеблишмента. Эта забава позволяет Госдепу лепить из РФ монстра, виртуально постоянно побеждать его —и не нести никаких последствий. Россия — идеальная груша для внешнеполитического битья.