Антироссийская риторика заглушает любые предложения взглянуть на «пугающий восток» объективно
Несмотря на драматические, часто трагические события на Украине, поддержка Кремля в немецкоязычных странах по-прежнему высока. Почему? Без бутылки не разобраться, в крайнем случае нужно эссе написать, считает молодой немецкий журналист Герхард Лехнер. Вынесенные в заголовок его статьи слова про «странную немецкую любовь к России» заставили некоторые наши издания интерпретировать размышления редактора газеты Wiener Zeitung как заявление о высоком уровне симпатии к нашей страны в Германии и Австрии.
Среди жителей этих стран зреет недовольство из-за экономических последствий антироссийских санкций. Растет инфляция, дефицит газа и цены чудовищны. Все это снижают энтузиазм в отношении Украины. Многие видят в президенте незалежной Владимире Зеленском поджигателя конфликта, мешающего установлению мира и привычного порядка. Поэтому, дескать, и высок уровень поддержки как России в целом, так и ее президента Владимира Путина в частности.
Однако по мнению политолога Тимофея Борисова, в статье нет ничего удивительного:
— Во-первых речь идет о поддержке и дружбе между Россией и Германией в связи с демонстрациями, которые проходили, начиная с 24 февраля, а их состоялось несколько. Они регулярно проходят по воскресениям в том или ином немецком городе. Но эти марши дружбы с Россией проводят в основном не коренные немцы, а бывшие советские граждане, приехавшие в том числе из Казахстана и Киргизии. Так что не совсем правильно говорить о «немецких выступлениях».
Во-вторых, такой феномен тем не менее есть, ведь эти граждане имеют немецкие паспорта, а их демонстрации довольно многочисленны — не замечать их невозможно. Но если в самой Германии их комментируют только в негативном ключе, то в Австрии есть достаточно сил, которые, глядя со стороны, пытаются разобраться объективно.
Напоминаю, что статья вышла не в немецкой прессе, а именно в австрийской. И Wiener Zeitung — это не центральное издание, как например самая большая и авторитетная австрийская газета Kronen Zeitung. Это газета региональная. В любом случае — второго плана, да и сама Австрия республика небольшая.
Но австрийцы смотрят на немцев и замечают все, что творится у соседей. Для меня нет ничего удивительного, что они пытаются разобраться в этом феномене. Это размышления честного человека, профессионального журналиста, который силится понять, что происходит в Германии.
«СП»: — Но статья этим не ограничивается. Это, как сейчас говорят лонгрид, в котором поднимаются целые пласты истории. В частности, автор утверждает, что Россия — проекция прусской Германии, так же, как Германия — отражение России. Обе страны стали развиваться довольно поздно, по сравнению с другими европейскими странами, Францией и Британией.
— Это точка зрения автора, по поводу которой нет смысла дискутировать, ведь пишет пытливый молодой человек, имеющий право на свое мнение. К тому же повторяю, это не немец, а австриец и то, как он понимает германскую историю — его лично дело. Опубликована данная точка зрения не в хедлайновойм, популярном издании Германии, типа Frankfurter Allgemeine Zeitung или в журнале Der Spiegel, а в обычной австрийской газете, хотя и не бульварном листке.
Лично мне непонятно, что он вообще пытался вложить в свои рассуждения? Его философские и исторические параллели меня ничуть не трогают. Для меня важно другое, что австрийцы все же пытаются понять, что происходит. Они замечают некие явления, считают, что те достойны изучения. А все остальное — личное дело автора.
Но иногда можно прислушаться к мнению молодежи. Так, например, австрийский наблюдатель считает, что в минувшие полгода украинский флаг — мелькал повсюду, создавая впечатление, что Запад — «стоит плечом к плечу против политики президента России Владимира Путина». Но даже беглый просмотр интернета показывает, что это впечатление обманчиво. Да, правительства могут творить все, чего они хотят, но население возмущено.
Ранее Соединенные Штаты явно пользовалась большей популярностью в Европе, чем Советский Союз, а потом Россия. Но этот унылый, рациональный, материалистический, бессмысленный, «техноидный мир Запада» давно уже начал многим надоедать. А что ему противопоставить? Можно маленькую «зеленую» Анналену Бербок, а можно — огромную Россию с ее просторами. Пару раз пробовали туда ворваться на танках — не получилось. Но есть другая возможность — сесть на свой надежный «Фольксваген» и поехать туда с мирными намерениями, просто пожить, никого не трогая — как-то так.
А еще не стоит бурно радоваться более или менее объективной, глубокой информации, касающейся России, потому, что возможно простая публика, что немецкая, что австрийская — не осилит научно-популярный опус полностью. И подумают при этом словами Дашеньки из пьесы Чехова «Свадьба»: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном». Только политики, вышеназванная Анналена с Робертом Хабеком, могут говорить на языке простых бюргеров и их жен.
Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов напоминает, что на одну пророссийскую статью на Западе приходится тысяча антироссийских:
— Если говорить честно, то основная интеллектуальная элита Запада прикормлена, включена в состав правящего истеблишмента и выполняет предписанные функции. Плюс очень многие из западных интеллектуалов подвержены влиянию неолибертаризма, идеологии, которая идет в разрез с традиционными российскими и классическими европейскими ценностями. Поэтому они на идеологическим, интеллектуальном, чуть ли не на генетическом уровне негативно относятся к нашей стране, народу и руководству. Ведь мы противоставляем их приоритетам свои, прямо противоположные.
Большая часть интеллектуалов Запада настроена антироссийски. По крайней мере те, кто выступает в публичной сфере. Очень важно понимать, что кто-то может Россию и поддерживает, но его не допускают до средств массовой информации. Такой человек может где-то в своем блоге писать в поддержку России и против современной западной цивилизации. Ну, будет у него при этом тысяча подписчиков, а это погоды не делает.
Западные элиты этим четко управляют — как административным путем, так и с помощью гласных и негласных запретов. Кроме того, антироссийская риторика — стимулируется материально.
«СП»: — К тому же этот автор — молодой человек. Он, например, вспоминает, что молодой же Йозеф Геббельс, тоже кстати немецкий интеллектуал 20-х годов ХХ века, поначалу был против планов Гитлера наступать Восток, поскольку очень любил Россию, ее культуру. Но потом повзрослел и его взгляды изменились. Для него все это очень плохо кончилось. Примерно то же можно сказать про современных «геббельсят», типа Арестовича.
— Что касается украинской элиты, она очень мутная и многоаспектная, и «кто есть ху», мы увидим только после победного, надеюсь, завершения спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины.
Когда-то давно Германия, можно сказать оплодотворила Россию коммунистическими идеями Карла Маркса, и вот теперь, на взгляд австрийца, на очереди — возникающее в России «рациональное государство» Иммануила Канта, хорошо организованное и действенное — настоящий образец для подражания.
Это — с одной стороны. А с другой — бурлящая, неопределенная, рушащая границы, пьянящая, созерцательная, мистическая русская душа, которая, в свою очередь может обогатить скупую «немецкую суть». В общем, все сложно, но интересно.
А если коротко, то Россия для немцев может быть определена двумя словами: страх и очарование. «Гигантская империя на востоке» всегда была для них чуждой, но при этом таинственной, а потому манящей, воспламеняющей воображение и вызывающей интерес, которого никогда не испытывали к России, например, ее ближайшие соседи, поляки. К тому же, те — католики, а у большинства немцев — протестантский менталитет, им с православными и делить то нечего.
Из Москвы же все выглядит иначе. Здесь отношение к Западу со времен реформ Петра Великого как к сопернику и двойнику. Запад — образец для подражания, до уровня которого люди стремились дотянуться. А еще было желание лететь впереди паровоза прогресса, что иногда получалось — при запуске первого спутника и так далее. Запад казался идеальным, но… чуждым. Всегда было сопротивление, отторжение. И вот Россия, как и всегда, строит свою идентичность в традициях «Третьего Рима» как консервативной антитезы радикально-либеральной «гейропе», пишет австрийский журналист — ну прямо наш человек.
При этом, по прочтении вспоминаются «вражеские голоса» советских времен. Там, помимо тупой русофобской пропаганды, обязательно должен быть или приятный Сергей Довлатов, или яркий Виктор Некрасов — для интересности, для видимости объективности.