Байден готов дать отмашку на ввод войск Варшавы на Западную Украину, но без НАТО за спиной
Американский президент Джо Байден, похоже, решил послушать послание российского президента Владимира Путина в прямом эфире. Сделать это явно удобнее, находясь в Европе. Так что, как сообщает пресс-служба Белого дома, с 20 по 22 февраля глава США совершит поездку в Польшу.
Отмечается, что Джо Байден обсудит с президентом Польши Анджеем Дудой двустороннее сотрудничество, а также усилия по поддержке Украины и укреплению НАТО.
«Он также планирует встретится с лидерами Бухарестской девятки (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и Эстония — ред.) — группы союзников по НАТО на восточном фланге, чтобы подтвердить непоколебимую поддержку Соединенными Штатами безопасности Североатлантического союза», — говорится в официальном сообщении.
Какие именно города намеревается посетить Джо Байден, не уточняется. Вопрос о возможности посещения им Украины и встречи с Владимиров Зеленским также остался без внятного ответа представителей администрации.
«У нас будет больше информации ближе к самой поездке», — ответила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.
Но речь американского президента по случаю годовщины с начала специальной военной операции на Украине администрация США обещает. Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности при Белом доме Джон Кирби обещает, что во время выступления Джо Байден даст понять украинскому народу, что США продолжат поддержку Украины и дальше.
«Президент ясно даст понять, что Соединенные Штаты будут продолжать поддерживать Украину столько, сколько потребуется», — заверил он на брифинге.
По словам Джона Кирби, глава США «продолжит призывать к международной сплоченности, которую мы наблюдаем не только в НАТО, но и во всем мире, не только в Европе». Как полагает чиновник, президент также даст понять, что дополнительная финансовая помощь и поддержка для Украины будут поступать из США. Объявит ли Джо Байден об очередном пакете американской военной помощи, представитель администрации не ответил.
— Единственное использование Польши, которое планируется и которое рассматривалось — это ввод польского контингента на Западную Украину, — отмечает доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. — Это может произойти не от имени НАТО, а от имени Польши. Натовские юристы подготовили обоснование, что если она это делает, то действует на свой страх и риск без НАТО за спиной. При этом Польша пытается провести мобилизацию.
В этом плане можно рассматривать визит Байдена как маркер того, что украинцы заканчиваются, нужно вводить.
«СП»: — А на Украину Байден может заглянуть и повидаться с Зеленским?
— Думаю, вряд ли, потому что рисковать Байденом США не будут. Тем более, зная «знаменитую» украинскую систему ПВО.
«СП»: — Байден встречается с Бухарестской девяткой, но в нее не входят ни Германия, ни Франция, ни Италия — старая Европа, крупнейшие экономики. Почему именно с младоевропейцами?
— Восточная Европа по большому счету является главным инструментом давления США на Западную Европу. То есть те самые верные слуги, которым обещают дать на растерзание, на прокорм старых европейцев.
Штаты используют Восточную Европу как инструмент, они для этого и загнали ее НАТО и в Евросоюз, чтобы управлять Францией и Германий. Так что получается все замечательно и в этом плане вполне логично, что подведут итоги выполненного и поставят новые задачи.
«СП»: — Послание президента России, которое будет 21 февраля, то есть в эти же дни, может заставить Байдена принять какие-то срочные решения?
— Они не будет ничего срочным образом принимать. Байден — это персонаж, который озвучивает решения коллектива, который стоит у него за спиной. Там нет и не будет никаких импровизаций и в силу возраста, и в силу когнитивных особенностей, и в силу политического расклада.
Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта МГУ, д.и.н. Юрий Рогулев полагает, что нынешний визит Джо Байдена связан с комплексом вопросов.
— С одной стороны, взаимоотношения США с Европой, а она как известно, не едина, и это уже очевидно проявляется. Кроме того, США уже много лет делают ставку в Европе на так называемых младоевропейцев. Польша, конечно, тут как тут — на все готова: и размещать американские базы, и покупать американское вооружение и что угодно готова делать. Тем более что она один из застрельщиков антироссийской политики в Европе.
Думаю, что все в комплексе, плюс Украина, хотя непонятно, что будет с политикой США в отношении Украины, куда она будет развиваться. В последнем своем послании Байден уделил этому, как кто-то посчитал, не более трех минут. Год назад чуть не треть послания была этому посвящена.
«СП»: — В СМИ обсуждается возможность встречи Байдена с Зеленскими и даже его визит на Украину. Это действительно реально?
— Ну, кто туда его потащит? Куда уже. А Зеленский турне сейчас совершает, так что запросто может приехать.
«СП»: — В эти дни исполняется год с начала специальной военной операции. Байден собирается об этом говорить. И 21 февраля будет послание Владимира Путина. Могут слова нашего президента как-то повлиять на то, что скажет или сделает Байден?
— Думаю, это несвязанные события, скорее, совпадения. У США была масса возможностей послушать позицию России и обсудить, но они игнорируют это. Пока что они ведут свою линию, пока интересы России в расчет не принимаются.
«СП»: — То есть пока изменения в этой политике ждать не стоит?
— Думаю, не стоит. Единственное, что может повлиять на американскую политику, это внутренние факторы — это состояние экономики, политические бодания вокруг бюджета и планки госдолга, которые сейчас начнутся. В марте завершается подготовка бюджета, и министр финансов объявила, что США преодолели планку госдолга. Им надо до июля либо повысить планку госдолга, либо сокращать расходы, одновременно утверждать новый бюджет.
Когда республиканцы выбирали спикера Палаты представителей, то ему поставили условие, с которым он согласился — все вопросы обсуждения бюджета будут происходить с учетом планки госдолга. Как из этого заколдованного круга они будут выходить, я не знаю, но возможно сокращение, которое на Украину может, безусловно, повлиять. Если кем и жертвовать, то, конечно, Украиной.