Зачем Америка лезет на Севморпуть и почему собственный проход ее не интересует

США лелеют планы «для обеспечения свободы морского судоходства» взять под контроль наш СМП со всей инфраструктурой и ледоколами

Зачем Америка лезет на Севморпуть и почему собственный проход ее не интересует

Что произойдёт после 20 января 2025 года? Все зациклились на позиции Трампа на Украине. А я вот утверждаю, что вне зависимости от ситуации на Украине Трамп полезет на наш Севморпуть.

В XXI веке требования США неизменны — Северный Ледовитый океан должен стал американским озером. Разница в позициях президентов лишь в большей агрессивности Трампа в данном вопросе. Свои требования США маскируют формулой свободы мореходства по СМП и Канадскому Северо-западному проходу (СЗП).

Однако разница между СМП и СЗП огромна. Начну с длины. СЗП — около 1200 км, а СМП — 14 тыс. км, то есть в 11,5 раз больше. Ледовая обстановка на СЗП куда хуже, чем на СМП. Соответственно, СМП — реально действующий морской путь, а на СЗП — лишь эпизодическое движение судов.

Так, в 2023 году по СМП прошло 730 судов, не считая ледоколов. А вот по СЗП за сто лет, с 1905 по 2005 год, прошло всего 69 судов. Из них: два (!) танкера, 18 ледоколов, 20 малых частных яхт и 29 круизных судов. До сих пор ни о каком коммерческом использовании СЗП нет и речи. При этом «северный завоз» в Канаде и на Аляске осуществляется по воздуху, а на СМП в основном по морю.

В 1925 году Канада стала первой северной страной, расширившей свои границы до полюса. В следующем 1926 году СССР последовал примеру Канады и присоединился к секторальному разделу Арктики. Таким образом прямая от границы СССР на Кольском полуострове до Северного полюса и от острова Ратманова на Чукотке до полюса стали границами советского сектора Арктики.

Секторальный раздел — единственный разумный способ разграничения в Арктике. К примеру, это и постоянно меняющиеся ледовый покров и территориальные воды. Ежегодно советские, а позже российские гидрографы открывают и закрывают острова в Арктике.

Как можно закрыть остров? Доказать, что это не суша, а нагромождение ледяных гор, покрытых грязью и копотью. Так, в январе 2019 года российские гидрографы в районе архипелага Земля Франца-Иосифа открыли пять новых островов и закрыли два.

А какое значение имеет открытие небольших безлюдных и даже не имеющих растительности островов? При секторальном разделе Арктики — никакого. Но, к сожалению, в 1997 году по указанию Ельцина Россия подписала морскую конвенцию 1982 года, отменившую секторальный раздел Арктики. Конвенция худо-бедно подходит к Атлантике или к Тихому океану. Но для Арктики её положения зачастую двусмысленны, и каждая страна трактует их по-своему.

И сейчас в Арктике, согласно конвенции 1982 года, открытие любого острова означает приращение территориальных вод государства минимум на 450 квадратных миль и более чем на два порядка — приращение экономической зоны.

И, соответственно, к таким же потерям приводит закрытие острова. А в пределе — вторжение иностранных военных кораблей в территориальные воды — повод для войны. А почему сейчас нет таких инцидентов? Да потому, что военные корабли США и НАТО там пока не ходят.

Разговоры США о свободе мореходства по СМП — просто наглая ложь. Свыше 90% судов, проходящих по СМП — российские. Северный морской путь был открыт для иностранных судов только в 1991 году.

Но он иностранным судовладельцам оказался без надобности, и первые иностранные коммерческие суда пришли на СМП спустя 15 (!) лет после его открытия. Так, в 2009 году по СМП прошли два иностранных судна. Максимальное число иностранных судов, включая российские под «удобными» флагами, — 158 — прошло по СМП в 2021 году. Из них только 75 судов шли транзитом. Подавляющее большинство судов, входящих в акваторию СМП, идут в российские порты, а затем возвращаются.

Читать также:  За маневрами Китая вокруг Тайваня будут наблюдать «Пять глаз»

С 2013 по 2021 год Севморпуть прошло судов: английских- 21, французских — 8, итальянских — 3, китайских — 113, а остальные — под «удобными» флагами. Причём, с 1991 по 2024 год включительно по СМП не прошло ни одного американского коммерческого судна! Их не пускают? Наоборот, администрация СМП всеми правдами и неправдами зазывает иностранных судовладельцев. Просто американскому бизнесу невыгоден проход по СМП даже в случае тотального потепления.

А ходить Северо-Западным проходом американским судам выгодно, особенно супертанкерам, контейнеровозам и атомным авианосцам, осадка которых не позволяет проходить Панамским каналом. Но, увы, льды мешают, и США остаётся ждать глобального таяния льдов.

Так зачем же американцы лезут на Севморпуть? Американским судовладельцам он на дух не нужен, а любой иностранный судовладелец никогда (!) не отправит своё судно в Арктику без поддержки структур СМП, даже если Россия это разрешит. Ну а пока проход иностранных судов по СМП требует предварительной заявки, получения разрешения и уплаты определённого сбора в зависимости от тоннажа и класса судна.

Проход коммерческих судов без поддержки структур СМП технически невозможен. И если найдётся какой-то судовладелец-авантюрист, то ни одна страховая компания мира не захочет с ним связываться.

Ларчик открывается просто — США используют болтовню о свободе мореплавания как фиговый листок для прикрытия попыток захватить СМП вместе со всеми его структурами! Для приличия прилагательное «американский» США заменяют прилагательным «международный» контроль.

О чём идёт речь? О захвате 30 с лишним российских портов на трассе Севморпути, 10 ледоколов «Росатомфлота», включая 7 атомных, десятков аэродромов, 22 маяков, 68 метеостанций и т. д. То есть, попросту говоря, в порты России войдут военные корабли и высадят десант морской пехоты, который возьмёт под свой контроль наши территории. Повторяю, без захвата структур СМП трасса Северного морского пути для США абсолютно бесполезна. Это всё равно, что требовать от России свободу торговых путей между двумя кратерами лунной поверхности.

А можно ли без стрельбы отвадить попытки американских судов самовольно заходить на СМП? Таких способов множество. Так, например, американцы уже года два жалуются на работу наших РЭБ на Камчатке и трассе СМП.

Вспомним, как ещё 24 апреля 2014 года на Чёрном море на американском эсминец «Дональд Кук», шедшем в направлении Крыма, после облёта российским Су-24 внезапно вырубились все РЛС и системы управления ракетами.

А осенью 2023 года шедшая в российском секторе Арктики американская атомная подводная лодка «Коннектикут» была вынуждена всплыть из-за отказа «жизненно важных» электронных бортовых устройств.

Командование ВМФ США обвинило в этом русских, использовавших какие-то неизвестные подводные системы РЭБ. Даже простое глушение гидролокаторов подводной лодки супостата может заставить его налететь на подводную скалу.

Кроме того, можно использовать и старые добрые способы. Так, 29 ноября 1939 года структуры СМП внезапно прекратили передачу сводок погоды открытым текстом, то есть перешли на шифр. Советские суда на Севморпути получали метеосводки с помощью одного шифра, а дружественные на тот момент государства — другого шифра.

Таким образом, российские суда в Арктике будут получать метеосводки одним шифром. На борт же иностранных судов, проходящих СМП на законном основании, то есть уплативших сбор, доставить по паре наших шифровальщиков, и метеосводки они будут получать другим шифром и только по району движения иностранного судна.