Биограф Зеленского считает, что следующим президентом Украины станет отставной главком
В США решили проанализировать, будет ли следующим этапом карьеры Залужного, который после отставки с поста главкома ВСУ находится в «свободном полете», президентское кресло. Что неожиданно, этим вопросом на страницах Time задается американский биограф Зеленского Саймон Шустер, написавший о главе киевского режима книгу The Showman («Шоумен»).
Подозрения в «измене» генерала возникли в президентском окружении, утверждает Шустер, когда тот спустя несколько месяцев после начала СВО решил создать благотворительный фонд. В офисе Зеленского опасались, что он мог перерасти в политическую партию, от которой Залужный пошел бы на выборы.
Однако «разразившаяся в военное время вражда между самыми влиятельными людьми Украины закончилась на прошлой неделе не землетрясением, а рукопожатием», отмечает Шустер в статье для Time. По его словам, на фотографиях, размещенных на сайте президента, было видно, как «двое мужчин обнимаются и улыбаются, когда Зеленский вручает высшую военную награду страны, Героя Украины, генералу Залужному».
В то же время эти лобзания не означают, что конфликт исчерпан и угроза для власти киевского диктатора миновала. Хотя Зеленский, возможно, и считает, что увольнением 8 февраля неудобного главкома и назначением на этот пост генерал-полковника Сырского опасность устранена. На самом деле укрофюрер тем самым собственной рукой вывел оппонента на политическую арену.
Здесь уместно вспомнить высказывание президента Украины о том, что военный имеет право «заниматься политикой», но в таком случае «не может заниматься войной». Этими откровениями Зеленский поделился с британским таблоидом Sun еще в ноябре 2023-го, когда слухи о его напряженных отношениях с главкомом вышли за пределы Банковой.
Значит, теперь, согласно рекомендациям Верховного, у отставного генерала есть все основания строить карьеру в политике. Тем более что он по-прежнему очень популярен не только у большей части офицерского корпуса, но и среди населения.
Причина такой народной любви к военачальнику, не одержавшему в реальности ни одной победы на поле боя, не совсем понятна. Однако Залужному доверяют 88% украинцев, а Зеленскому всего 62%, напоминает Шустер.
При этом он обращает внимание на то, что за дни, прошедшие после увольнения, генерал не дал никаких намеков относительно своих планов. Но «отклонил приглашение о членстве в Совете национальной безопасности и обороны, который в киевских властных кругах рассматривается как дом престарелых для отставных военачальников и руководителей спецслужб». Некий офицер, близкий к Залужному, пишет журналист, сказал ему, что «на данный момент генерал планирует „отойти в сторону“ и позволить новым командирам взять на себя инициативу».
Но отошел он в любом случае не очень далеко. 12 февраля, как оказалось, Залужный вступил в партию Петра Порошенко «Европейская Солидарность». Об это в своем ТГ-канале сообщил председатель движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов.
То есть экс-главком уходит не просто в политику, а в команду противников Зеленского. На Банковой, видимо, это понимают. Как пишет украинский ТГ-канал «Легитимный», в СБУ «создали целый дополнительный отдел», который будет следить за всеми действиями, встречами и звонками экс-главкома.
«Очень сильно Зеленский боится, что в ближайшие полгода Залужный вернётся в медийную и тем более политическую игру в стране. Боится, что олигархи и западное лобби вложат деньги в раскрутку Залужного», — отмечает автор канала.
Оценить политический потенциал Залужного — быть ему президентом или нет, «СП» попросила политолога, главного редактора ИА BALTNEWS Андрея Старикова:
— На самом деле, Залужный от Зеленского мало чем отличается. Для нас никто из политических фигур на Украине сейчас не имеет каких-то принципиальных отклонений. Не важно, кто будет главкомом — Залужный, которого сняли, Сырский и т. д. Не имеет большого значения, и кто будет президентом.
Даже если бы, условно говоря, туда каким-то чудом вернулся Янукович, ситуация не поменяется. Потому что политика на Украине не зависит от одной фигуры. Раньше это был некий консенсус олигархата, таких местных князей. Сейчас — внешнее управление. Украина полностью зависит от западных денег, она недееспособна в экономическом плане. Без западных денег даже тем, кто сидит в Верховной Раде, невозможно будет платить зарплату. Не говоря уже о всех бюджетниках и действительно большой армии.
То есть сегодня Запад определяет, кто может быть президентом Украины. Поэтому исходить нужно из того, какой президент и кто нужен для них, а главное, для чего.
«СП»: Поясните.
— Если на Западе есть консолидированное решение, что они эскалируют конфликт и ведут борьбу «до последнего украинца», что готовы в пух и прах уничтожить там все, воюя с нами, то под эту задачу должен быть президент одной формации. Должна быть хоть где-то положительная динамика на фронте для них, чтобы множить помощь ВСУ и она шла быстрее. Под эту задачу, наверное, может подойти Залужный.
Если же Запад принимает решение усаживать Украину за стол переговоров с нами, то это совсем другая фигура. Мы, может быть, пока ее не видим, она в тени. Но в любом случае это не Зеленский.
Здесь надо понимать, что он уже не подходит ни под какую задачу. Даже для войны до последнего украинца не подходит, потому что ему нечего обещать и своим, и западникам. Его кадровые решения демотивируют вооруженные силы. И он уже не может провести новые волны мобилизации — в отступающую армию набрать людей очень сложно даже насильно. Зеленский не подходит ни для войны, ни для мира.
«СП»: Но идейно они с Залужным ничем не отличаются. Или есть разница?
— Разница лишь в том, что бывший главком, возможно, подходит для той самой войны, которую Запад может развязать, если решится на открытое противостояние с Россией. Пока боится.
Другой масштаб, это уже уход от того деликатного ведения специальной военной операции, коим мы руководствуемся — мы не применяем метод террора, в отличие от Украины, не обстреливаем мирное население, наносим удары только по военным объектам. Мы не бьем, опять же, по западникам, по их центрам поставок, по инфраструктуре. Хотя, понятно, что Запад непосредственно участвует в конфликте. Теракты против нашей страны непосредственно готовятся, например, в Эстонии, Литве, Латвии и Польше, где находятся центры вербовки и подготовки диверсантов.
Те же беспилотники в Псковскую и Ленинградскую область летят, наверное, не из Киева все-таки. Там у нас другое соседство — Прибалтика и т. д.
Все это есть. И, конечно, они опасаются, что усиливая свое соучастие в украинской авантюре, получат, в конце концов, не этот джентльменский ответ от нас. Потому что пока только Россия ведет себя как джентльмен во всей этой истории.
Под договоренности, на самом деле, Залужный тоже, наверное, сгодился бы. Он, в общем-то, гибкая фигура. Я бы сказал, что Зеленский уже ни для чего не подходит. А кто будет вместо него, Залужный или кто-то еще, не столь важно.
«СП»: Кто, например?
— Возможно всякое, в том числе и возвращение Порошенко. История с тем что Залужный получил билет партии Порошенко — это внутренняя борьба против Зеленского. Потому что единственная реальная политическая сила на Украине сегодня — это армия. Армия теряет веру в Зеленского, а может быть ее особо никогда и не было. Армия — за Залужного.
Он, на самом деле, вовремя покинул свой пост, хотя его и вынудили уйти. Но ушел главком красиво, у солдат о нем осталась добрая память. И потом уже политтехнология со стороны Порошенко включилась — позвать его к себе в партию, чтобы был противовес Зеленскому в лице военных.
Все-таки Украина — это страна вечного Майдана, постоянных выборов, не совсем антиконституционных иногда. А это, действительно, и политический, и силовой ресурс. Ведь в случае хаоса, распада, войны всех против всех, конечно, армия будет брать власть. У армии есть авторитет, а самый большой на сегодня авторитет — это Залужный.
Поэтому абсолютно логично, что его привлекла обратная, оппозиционная сторона. Для Порошенко это тот ресурс, который нельзя было не подобрать и как-то не ангажировать под себя.
«СП»: А разве Залужный в этом случае не становится соперником Порошенко?
— Залужный — это огромные политический актив, но есть ли у него президентские амбиции, мы не знаем.
Опять же, необязательно он должен быть президентом. Он может своей репутацией, своим активом сделать президентом Порошенко. Он аргумент для дискуссии команды Порошенко и тем же западниками: кого поддержать, на кого поставить, в случае, если они там запустят какие-то выборы президентские с большой задержкой.
Но, повторюсь, определять, кому быть президентом пока Запад играет проект Украина — АнтиРоссия, будет тот же Запад, в зависимости от задачи. Под войну до последнего украинца с эскалацией на прямое противостояние НАТО — Россия, это одна фигура. Под мирные договоренности — другая. Но Зеленский, повторю, не подходит уже ни под какой сценарий.