Почему сорвались переговоры Москвы и Киева, а Зеленского оставили в живых
США являются причиной затягивания конфликта на Украине, Вашингтон «предотвратил» мир, когда он был близок, утверждает турецкая газета «Aydınlık» со ссылкой на источник во властных структурах.
«Американцы пытаются держать ситуацию в напряжении. Америка является причиной затягивания конфликта России и Украины. Они также являются теми, кто предотвратил мир, когда он был так близок», — цитирует издание турецкого чиновника.
Источник также напомнил заявление главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу по поводу переговоров в Стамбуле в прошлом году:
«Чавушоглу ранее сделал заявление по этому вопросу и сказал: «Мир был очень близок на переговорах в Стамбуле. Мы очень надеялись. Но на встрече министров иностранных дел стран НАТО я понял, что конфликт затянется, потому что некоторые члены НАТО не хотят ее окончания».
Ранее о том, что переговоры прервали страны Запада, заявил экс-премьер Израиля Нафтали Беннет, выполнявший роль посредника между РФ и Украиной в начале спецоперации.
Он также отметил, что президент Владимир Путин заверил его в отсутствии планов ликвидации Владимира Зеленского.
«Я ему сказал: «Хочу пояснить, вы даете мне слово, что не убьете Зеленского?» Он ответил: «Я не убью Зеленского», — заявил экс-премьер Израиля.
После этого, по его словам, он позвонил украинскому лидеру, который на тот момент скрывался в бункере, и передал ему содержание разговора с российским президентом. Узнав об обещании Путина, Зеленский вернулся в офис и снял там видеоролик.
То есть кто-то в Москве надеялся, что с Зеленским можно договориться? А сейчас уже нет? «Партия мира» растеряла свои позиции, в том числе, благодаря упорному желанию Запада заставить Россию проиграть?
Почему сейчас об этом пошли разговоры? К чему эти воспоминания того же Беннета?
— Это все элементы большой игры, — считает доцент Финансового университета при правительстве России Александр Немцев.
—Такие заявления никогда не делаются случайно. Обычно они вписаны в медиаплан или же являются реакцией. В данном случае — это реакция. Стороны страхуются на предмет возможного российского наступления и его успеха. Важно определить, что мы не при чем — всему виной американцы, мы же хотели исключительно мира. Делается это для того, чтобы вернутся к переговорам по принципу: «теперь Украине точно никто не мешает, и она сама принимает решения». Очередной блеф.
«СП»: — То есть если бы не Запад, переговоры продолжались бы? И чем они могли бы закончиться?
— У российской стороны были вполне понятные требования — ничего невыполнимого для украинцев там не было. Нужно было лишь признать реалии, уйти с Донбасса и прекратить насильственную украинизацию, попутно запретив неофашистские организации. Если бы это было сделано возможно бы у власти не удержался Зеленский, но у Украины был бы шанс на серьезный успех. Россия этими переговорами пыталась спасти Украину. К сожалению, не получилось.
«СП»: — По словам Беннета, Путин пообещал не устранять Зеленского, в Москве тогда еще верили, что с Зеленским можно договориться? А сейчас не верят?
— В Москве изначально не было иллюзий относительно Зеленского. Он марионетка, не принимающая никаких самостоятельных решений. Обыски и уголовные дела у его ближайших соратников является ярким подтверждением этому факту. А раз так — то какой смысл был в его устранении? Поставят новую марионетку, и все по новой. А России придется объяснять почему мы устранили действующего президента пусть и лишенного суверенитета, но признанного мировым сообществом государства. Это лишние и не нужные риски для нас.
«СП»: — По-вашему, какие-либо переговоры еще возможны? Есть ли те, кто в них все еще заинтересован?
— Как только будут серьезные успехи Российской армии на поле боя, так сразу появятся множество миротворцев. Так было во время конфликта на Донбассе, который был прерван Минскими соглашениями. Сейчас будет также. Будут победы — будут умолять остановиться, чтобы спасти Украину и накачать ее для новой войны.
«СП»: — Западные политики постоянно говорят, что Россия должна проиграть. Срывают переговоры. При этом их же эксперты говорят, что военная победа одной из сторон фантастический сценарий. И что нужно как-то договариваться. Политики их не хотят слушать? Они всерьез верят в победу Украины? С другой стороны, это хорошо для нас, это выбивает почву из-под ног «партии мира», которая хочет все вернуть, как было?
— Западные политики застряли в парадигме сценария первой Чеченской войны. Западу нужно вынудить Россию заключить аналог Хасавюртовских соглашений. С их точки зрения это существенно надломит российское общество и создаст условия для возвращения внешнего управления, через приход подконтрольным им политиков. Это один из сценариев, второй предполагает и вовсе развал России. Ставки подняты достаточно высоко, но все решится на поле бое, время дипломатов придет значительно позже.
— Честно говоря, достаточно сложно представить, чем еще бы могли завершиться подобные переговоры, — говорит советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Мы уже имеем опыт Минских соглашений, которые оказались заведомо невыполнимыми с самого начала. Возможно, речь шла бы о нейтральном статусе Украины, но, опять же, формальный нейтралитет отнюдь не является гарантией от дальнейшего накачивания Киева западными вооружениями. Территориальные споры между РФ и Украиной не имеют перспектив урегулирования — это долгосрочный тупик. Пока украинское государство находится в сфере влияния Запада, никакие мирные переговоры не будут иметь долгосрочного удовлетворительного результата — в лучшем случае, очередное перемирие до следующей эскалации.
«СП»: — На что был расчет с Зеленским? Думали, что договорятся?
— Возможно, в первые недели был расчет на шоковый эффект, которое начало СВО произвело на украинское руководство. Сейчас очевидно, что этот шок давно прошел, сегодня Зеленский вполне уверен в своих силах и в поддержке со стороны Запада.
«СП»: — А кому и зачем вообще нужны были переговоры? Кто в них была заинтересован в Москве, Киеве и среди внешних игроков?
— Любой конфликт так или иначе завершается переговорами и договорённостями, и чем быстрее это происходит, тем лучше. Очевидно, что СВО изначально задумывалась как скоротечная операция с быстрым достижением результата. Это не удалось. Потом, как мы помним, были переговоры в Стамбуле, и попытка выйти на некий компромиссный вариант — опять безрезультатно.
Очевидно, что время сыграло на пользу Украины, позволив ей выстоять и получить нужную поддержку с Запада. Сегодня предметом переговоров может быть разве что заморозка и конфликта по текущей линии разграничения — очередной аналог Минских соглашений. Очевидно, что определенное истощение и усталость от конфликта наблюдается и с российской, и с украинской стороны.
Но здесь все снова упирается в позицию западных покровителей Киева. А там, судя по всему, по-прежнему делают ставку на затягивание конфликта. Воевать с Россией украинскими руками — для Запада очень удобная позиция
«СП»: — По-вашему, в какой момент стало понятно, что попытки провести новые переговоры бесперспективны?
— Думаю, это стало очевидным после переговоров в Стамбуле.
«СП»: — Могут ли в обозримом будущем состояться новые переговоры? Или уже только с другой власть в Киеве?
— Власть в Киеве сидит весьма крепко, никаких предпосылок для ее смены нет. Даже если предположить, что пресловутые «удары по центрам принятия решений» будут нанесены, на место Зеленского и компании придут точно такие же. Вопрос не в конкретных фигурах во власти, а в самой системе, которая имманентно враждебна России. О чем можно договариваться в таких условиях? Максимум о заморозке конфликта. Но для этого, опять же, понадобятся чувствительные для Украины поражения на фронте, как это было накануне заключения тех же Минских соглашений.