Сможет ли Россия «переварить» ещё один бывший регион Украины?
Запорожская область вслед за народными республиками Донбасса взяла курс на вхождение в состав России. Президент РФ Владимир Путин 25 мая подписал указ об упрощенном приеме в российское гражданство жителей Запорожской и Херсонской областей. Ранее об интеграции Запорожья говорил член главного совета военно-гражданской администрации региона Владимир Рогов.
«Будущее у Запорожской области может быть только одно — она должна быть в составе России, должна стать полноценным субъектом Российской Федерации. Нам не нужны серые зоны, не нужна Запорожская народная республика. Мы хотим быть частью России, как всегда и были раньше на протяжении сотен лет», — цитирует Рогова РИА Новости.
Чиновник отметил, что Запорожье всегда было передовым регионом Российской империи, а его население «абсолютно русское по ментальности, поэтому для полноценной адаптации понадобятся считанные месяцы». Правда, интеграция возможна только после освобождения из-под контроля Киева столицы региона — Запорожья.
Украинские националисты понимают, что Запорожье они не удержат, поэтому уже сейчас выводят из города свои активы и вывозят семьи, подчеркнул Рогов. По его словам, сейчас все больше жителей области выступают за сближение с Россией. В настоящий момент освобождена большая часть территории региона. Из крупных городов — Мелитополь, Энергодар и Бердянск.
Символом предстоящих скорых изменений стало возвращение регионом герба времен Российской империи. Украинские власти пытались подменить герб, заменив изображенную на нем винтовку русских солдат на мушкеты, что является «фальсификацией геральдики», подчеркнул Рогов. Теперь его исторический облик исправлен.
На освобожденной территории Запорожской области фактически введена бивалютная зона. «Рассчитываться можно как в гривнах, так и рублях. Приход рубля существенно оживил экономику области», — пояснил Рогов. Также в регионе начал работать Международный расчетный банк. Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал запорожцам зарплаты и пенсии в рублях уже в мае.
По данным первого зампреда комитета Госдумы по делам СНГ Виктора Водолацкого, до 70% жителей Запорожской области (как и Херсонской) хотят получить российские паспорта. И это при том, что формальное решение о новом статусе региона пока не принято. В ДНР и ЛНР процедура получения российского паспорта уже отлажена, отметил депутат, но в Запорожье понадобится проверка.
О перспективах региона «СП» поговорила с находящимся в России жителем Запорожья Дмитрием Бахуром.
— Сейчас Россией контролируется та часть Запорожской области, которая в имперские времена входила в Таврическую губернию. А та часть, которая была Екатеринославской губернией до сих пор находится под контролем Киева.
«СП»: — Есть знаменитая фотография «Триста спартанцев» 2014 года, на которой численно превосходящая толпа замайданной молодежи окружила группу пророссийски настроенных запорожцев с георгиевскими лентами. Если судить по ней, сторонников новой власти в Киеве в Запорожье было большинство…
— Я был в тот день в Запорожье. Это было сразу после «майдана», в начале марта, когда «Правый сектор» * приехал к нам, чтобы снести памятник Ленину. В итоге наши рабочие, металлурги и сталевары и люди с других заводов быстро скоординировались в соцсетях, оперативно подъехали на площадь Ленина и «реально вломили люлей правосекам», и разогнали их.
Пророссийски настроенных жителей в Запорожье было тогда много. Хотя были и те, кто ни вашим, ни нашим. А вот в Мелитополе или Бердянске люди были организованы лучше. Мелитопольцы вообще были очень активны, приезжали в областной центр, устраивали у нас антимайданные акции. Они — молодцы. Вот почему, на мой взгляд, столицей Запорожской области должен стать Мелитополь.
«СП»: — Правосеков разогнали именно рабочие? Они в городе социально значимая группа?
— В Запорожье расположены крупнейшие заводы металлургического кластера: Запорожсталь, Днепроспецсталь, титаново-магниевый комбинат, коксохимический завод и т. д. Также есть автомобильный и трансформаторный заводы, «Мотор Сич» (минувшей ночью по нему был нанесен удар российскими «Калибрами» — авт.) Поэтому пролетарского элемента в городе очень много.
«СП»: — По статистике, в Запорожской области 70 процентов украинцев и только 24 процента русских…
— Их статистике верить нельзя. Последняя и пока единственная перепись населения на территории бывшей УССР была проведена еще в 2001 году. Поэтому Киев может рисовать любые цифры, какие ему нужно. Но Запорожье всегда был русскоговорящим городом. Это доказывает тот факт, что в все газеты там выпускались на русском языке и лишь одна — на украинском — за счет госсубсидий.
Другое дело, что все 30 постсоветских лет в стране проводилась тотальная украинизация, закрывались русские школы. В Запорожье вообще не осталось русских школ. Также, Киев поощрял миграцию из западной части страны на восток. Когда в 2014 году Киев показал, что будет всех несогласных ровнять с землей, в Запорожье решили, что не хотят, судьбы Донецка. Плюс террор со стороны правосеков — пророссийски настроенных людей убивали, похищали.
«СП»: — То есть российским войскам в Запорожье будет оказано сопротивление?
— Известно, британцы и американцы советуют Зеленскому отвести войска из Донбасса, укрепиться на линии Запорожье — Днепропетровск — Харьков и оборонять эти крупные города. Далеко не все запорожцы хотят оказаться в России. Например, местные футбольные фанаты забыли, что были самыми левыми в своей среде и создали подразделение «Азова» **.
Поэтому не очень понятно, как будет развиваться ситуация при подходе к Запорожью российских войск. Кстати, они могут подходить как по левому берегу Днепра, так и по правому — от Энергодара. Предположу, что если на Донбассе ВСУ посыпятся, то они не удержат фронт по линии крупных городов. При этом в Запорожье гражданским лицам раздали очень много оружия.
Сейчас многие жители Запорожья, в первую очередь женщины и дети, уехали. Сначала в Молдавию, а оттуда кто на запад, кто через Польшу и Белоруссию в Россию. Местные теперь шутят, что Запорожье превратился в «город грустных мужчин». Некоторые пытались уехать в сторону освобожденного Мелитополя, но застряли между украинским и российским блок-постами в Васильевке.
«СП»: — Не хотелось бы оставлять Киеву ДнепроГЭС. Хорошо хоть Запорожскую АЭС смогли взять под контроль…
— На Запорожскую АЭС приходится большая доля всей энергии Украины. Но сети там построены так, чтобы обеспечивать электроэнергией через единую энергосистему не юго-восток Украины, а ту часть страны, которая сейчас подконтрольна Киеву. Просто так отключить АЭС нельзя — она должна работать под нагрузкой. А для переподключения нужно менять контур, ставить новые ЛЭП. Для этого нужно посадить на АЭС наших людей, поставить им задачу, но это потребует времени и затрат.
О возможной процедуре вхождения Запорожской области в состав России высказался член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.
— Все левобережье от Одессы до Харькова должно стать частью России. Что касается остальной части Украины, посмотрим, будем ли мы ее включать в свой состав или будем просто контролировать с помощью военных баз, лояльных партий, движений или как-то иначе.
«СП»: — Какой, по-вашему, должна быть правовая процедура инкорпорирования этих территорий, в том числе Запорожской области?
— Для меня конкретный механизм, с помощью которого регионы Украины войдут в состав России, не имеет никакого значения. Даже если все жители той или иной области, от младенцев до стариков, будут бросаться с топорами и кольями на российские танки, это не будет иметь решающего значения. Мы делаем в первую очередь то, что нужно нам. Важно, чтобы эти земли просто вошли в состав РФ.
Те или иные политические механизмы, которые могут для этого использоваться, призваны как-то оправдать это событие для международного сообщества или какой-то части внутреннего политикума. А сейчас в этом нет необходимости. Зачем? Международное право умерло в 1999 году, когда Запад развязал агрессию против Югославии, а в новейшее время после 24 февраля, когда у России конфисковали 300 млрд долларов резервов. Мы должны делать то, что выгодно нам.
Сейчас в России наблюдается единодушие, похожее на крымский консенсус. Общество поддерживает включение этих земель в состав России, и неважно, каким именно путем. Единственное, что пугает наших людей — это отступление, переговоры, компромиссы, непонятные сделки, обмен пленных на Медведчука, которого выпотрошили в СБУ и который украл деньги на создание пророссийской партии. А то, что Мелитополь войдет в Россию без референдума, нам не суть важно.