Украина планирует провокацию с большим потопом, но к совсем уж катастрофическим последствиям это скорее всего не приведет
Киевские власти в ожидании наступления российских войск готовятся устроить провокацию на Днепровской ГЭС. Об этом заявил член главного совета администрации Запорожской области, председатель движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов.
По его словам, в последнее время в районе дамбы гидроэлектростанции, находящейся на подконтрольной режиму Зеленского территории, «наблюдается крайне нездоровая активность». Что, как он полагает, «не может не вызывать обеспокоенность за судьбу родного края».
Рогов не исключил, что власти в Киеве планируют устроить на стратегическом объекте диверсию, понимая, что Запорожье — уже Россия, и освобождение оставшейся части области лишь вопрос времени. При этом вину за последствия они намерены возложить на РФ.
Он также сообщил, что по поступившей информации американские и британские кураторы украинских спецслужб уже запросили результаты учений 2018 года, в ходе которых моделировалась ситуация с прорывом дамбы и неконтролируемым сбросом воды с ДнепроГЭС. Если провокация будет совершена, подчеркнул Рогов, то двадцатиметровая волна накроет прибрежную часть Запорожья со скоростью свыше 60 км/ч.
Ранее — в июле — Рогов, напомним, сообщил, что укронацисты заминировали все мосты на подконтрольной Украине территории Запорожской области, а также плотину Днепровской гидроэлектростанции. И превратили боле 80 объектов социальной инфраструктуры, включая школы и торговые центры, в военные базы и склады оружия.
Совершенно очевидно, что Киев, получивший от своих западных хозяев карт-бланш на любую подлость, не остановится ни перед чем. Все правила и договоренности украинский режим давно нарушил.
К слову, в сентябре 2014 года взорвать ДнепроГЭС угрожал Коломойский — на тот момент губернатор Днепропетровской области. Тогда боевики его карманной армии фактически взяли станцию в заложники, захватив пульт управления, машинный зал и генераторную. После чего олигарх объявил, что лучше юго-восток страны погибнет под лавиной цунами, чем достанется ополченцам. Однако осуществить задуманное по какой-то причине ему не удалось. Или кто-то жестко дал отбой…
Теперь же Киев, по сути, получил добро от Вашингтонского обкома — теракты на «Северных потоках» тому подтверждение.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила эксперта по энергетике, президента Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексея Анпилогова:
— Фактически речь идет о том, что украинские власти будет повторять те действии, которые они производили в районе Киева, где были взорваны дамбы, отделявшие реку Ирпень от Киевского водохранилища. В результате вода затопила пойму более чем на двадцать километров вверх по течению. Что тогда сдержало продвижение российских войск.
О каких-то жертвах не сообщалось, потому что в основном в зоне затопления оказались сельские дома и коттеджи в береговой зоне. К тому же, речка сама небольшая. Но материальный ущерб украинская сторона даже не считала, они просто взяли и открыли эти дамбы.
В случае ДнепроГЭСа нужно понимать, что это достаточно сложное гидротехническое сооружение. Высота подъема дамбы составляет порядка 36 метром над естественным уровнем реки Днепр выше по течению. И существует два основных сценария…
«СП»: — Поясните.
— Первый, это контролируемый сброс из водохранилища выше гидростанции — оно раньше называлось озеро им. Ленина. Контролируемый сброс не способен привести к каким-то катастрофическим последствиям. Конечно, подъем реки на нижнем так называемом бьефе, он будет наблюдаться, но не настолько катастрофичный для того, чтобы говорить о наводнении. Хотя где-то подтопления такого же плана, как на Ирпени, могут быть. То есть люди могут потерять имущество, дома и т. п.
Но Рогов говорит, что Украина заминировала дамбу. Причем достаточно серьезно — для того, чтобы ее повредить. Это уже совершенно другой сценарий.
И в этом плане мы можем вспомнить опыт Великой Отечественной войны, когда ДнепроГЭС взрывали дважды. Первый — в августе 1941 года, когда отступающие части Красной Армии взорвали плотину, чтобы не дать врагу прорваться на левый берег Днепра. И второй раз — в октябре 1943-го, когда фронт стал стремительно двигаться на запад, дамбу взорвали гитлеровцы.
В обоих случаях в теле плотины был образован искусственный пролом, глубиной порядка 15−20 метров — т.е. не на всю, конечно, высоту дамба была разрушена. Но несколько секций (быков), если не ошибаюсь, было разрушено полностью.
И соответственно, сброс воды уже имел гораздо более разрушительный характер.
«СП»: — На этот счет до сих пор ходит много домыслов и слухов о «гигантской волне» и «сотнях тысяч погибших мирных жителях»…
— Есть, действительно, разные оценки по числу погибших тогда. Некоторые даже называли какие-то безумные совершенно цифры — до ста тысяч. И целые уничтоженные армии. Но проведенные исследования показали, что речь шла о нескольких тысячах погибших, все они оказались ниже по течению Днепра.
Плюс дальше по пойме. В годы войны ниже ДнепроГЭС располагалась обширная пойма с заливными лугами, на которых было несколько сел. Вот они были просто снесены волной.
То есть, нужно понимать, что нынешнее Каховское водохранилище, которое подпирает ДнепроГЭС снизу, оно возникло позже. И оно стало сейчас естественным резервуаров, в котором эта избыточная волна может гаситься. Потому что там достаточно большая территория и так уже затоплена. Соответственно, для того, чтобы регулировать это Каховское водохранилище, вокруг него построены искусственные дамбы, которые где-то на полтора-два метра поднимаются над его уровнем. Тем самым обеспечивают дополнительный буферный объем. Этот объем будет использован для приема днепровской воды из верхнего бьефа, которая будет поступать в случае такого катастрофического подрыва дамбы.
С другой стороны, это положительный момент. Поскольку Каховка здесь будет естественным аккумулятором.
«СП»: — Есть еще отрицательный?
— Отрицательный момент, что город Запорожье разросся. Достаточно большое количество жилых домов находится в непосредственной близости от реки Днепр. Соответственно, это будет зона риска. И в ней окажется большее количество людей, чем это было в 41-м и 43-м годах.
Тем не менее, тот апокалиптический сценарий, который нарисовал Рогов, я считаю, не настолько вероятен. Да, это будет достаточно серьезная техногенная катастрофа. Поскольку дамба с такими разрушениями создаст волу ниже по течению. Но потери в десятки и сотни тысяч, с моей точки зрения, это слишком преувеличенные цифры. При нынешней мобильности, при возможности оперативно уехать из зоны затопления, мне кажется, что жертвы нужно прогнозировать более консервативно.
Хотя, конечно, еще раз подчеркну, это серьезная техногенная авария.
«СП»: — Угрожает ли она Запорожской АЭС?
— Запорожская атомная станция расположена как раз на берегу Каховского водохранилища, которое обладает достаточно серьезной буферной способностью. Наиболее опасные участки этого водохранилища уже укреплены дамбами. И если будет подорвана ДнепроГЭС, мне кажется, разумными действиями российской стороны будет тут же организовать быстрый сброс воды Каховского водохранилища. Для того, чтобы этот объем принять в него, и, соответственно, уберечь Запорожскую станцию от возможного затопления.
Это, я думаю, в администрациях Запорожской и Херсонской областей, которые расположены ниже по течению Днепра, все прекрасно понимают. И такие компенсирующие меры будут предприняты немедленно после получения информации о прорыве дамбы ДнепроГЭС.
«СП»: — Коломойский восемь лет назад тоже угрожал взорвать Днепровскую ГЭС, но не сделал этого. Почему, по-вашему?
— Не сделал, потому что до Запорожья в 2014-м дело не дошло. Восстание ограничилось Донецкой и Луганской областями.
Но можно вспомнить другой факт — карательный батальон «Айдар»* на полном серьезе заминировал ТЭЦ в городе Счастье в Луганской области. Причем сделал это таким количеством взрывчатки, которое просто уничтожило бы этот объект электрогенерации. Опять же, пример дамб на реке Ирпень, которые были взорваны без каких-либо малейших колебаний.
Нужно понимать, что вот этот инфраструктурный террор, который ведут украинские вооруженные силы, нацбатальоны, спецслужбы, он является практикой, которая в арсенале у киевского режима фактически с 2014 года. Они все это время занимались тем, что направленно, по принципу «так не доставайся ты никому», минировали, обстреливали, разрушали критические объекты в Донбассе. Теперь то же самое они готовы делать на всех освобождаемых нами территориях.