Поведенческая экономика представляет собой особое направление исследований в экономике, изучающих степень влияния социальных, эмоциональных и когнитивных факторов на поведение в сфере экономики, принятие решений на уровне отдельных лиц и руководства компаний. Поведенческая экономика обучение позволяет изучить последствия такого влияния на рыночные переменные, в состав которых сходят цена на товары, прибыль компаний, способ распределения ресурсов. Объект исследования – это пределы рациональности экономических агентов.
Изначально в ходу была неоклассическая майнстрим – экономика, согласно которой человек в экономике рассматривался, как рационально действующий механизм, который пользуется собственными убеждениями и устоявшимися предпочтениями, что и влияет на то, какие решения он принимает.
Что касается экономического поведения, то оно может подвергаться проверке, получать подсказки и анализироваться. В этом и заключается суть рациональности , хотя и здесь нужно иногда учитывать иррациональность поведения человека. В результате и возникают отклонения в действиях, которые носят систематический характер. Они должны изучаться и учитываться, когда строится экономическая модель. Эти вопросы и поднимаются в учении о поведенческой экономике.
С помощью поведенческой экономики удается показать места сбоев системы рационального поведения человека, когда нужно принять определенное решение.
Поведенческая экономика позволяет определить, где находятся границы рационального выбора, участвует в исследовании поведенческих моделей. Здесь возникает тесная связь с другими науками, изучающими поведение человека: психология, бихевиоризм.
Поведенческая экономика исследует следующие модели, где учитываются:
· Полезность предвкушения;
· Изменяющиеся вкусы;
· Точка отсчета.
Наука позволяет изучать психологические явления в экономике, которые исключены из классической экономики. Осуществляется трактовка любого явления в экономике с точки зрения психологии, действия поведенческих механизмов, рациональности и иррациональности.