В ситуациях, когда нужно транспортировать грузы под большим углом к поверхности или вовсе по вертикали, обычные конвейеры не справляются. Для выполнения задач такого типа предназначена нория, по-другому называемая «ковшовый элеватор».
Устройство норийного конвейера
В основе конструкции лежит знакомое всем нам по школьным урокам истории водяное колесо, только вместо колеса здесь используется ремень норийный. На него крепятся ковши для транспортировки груза. Они могут быть металлическими и полимерными, но последние чаще используются в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Для строительства, промышленности и добывающей отрасли больше приспособлены прочные металлические ковши.
Ковши для норийного конвейера могут быть сварными и цельнолитыми. Первые изготавливаются из раскроенных определенным образом стальных листов, вторые — из расплавленного металла, который заливается в формы. Во втором случае конструкция получается более прочной, так как в ней отсутствуют сварные швы.
Лента и ковши являются тяговым элементом такого типа конвейера. Как и в случае с ленточным конвейером, норийная лента натягивается на натяжной и приводной барабаны, последний приводит ее в движение.
Для отраслей, в которых конвейер подвергается повышенным нагрузкам, норийная лента может быть заменена металлической цепью. Это делают в следующих случаях:
- на высокотемпературных производствах, где лента может деформироваться под воздействием температуры;
- при транспортировке высокоабразивных грузов — в этом случае есть риск механических повреждений ленты.
Цепные конвейеры обычно комплектуются усиленными стальными ковшами, устойчивыми к высоким нагрузкам.
Загрузка нории может осуществляться двумя способами. В первом случае груз ссыпается в башмак нории, откуда ковши его зачерпывают. Во втором случае груз порционно засыпается прямо в ковши. Затем они поднимаются в верхнюю точку конвейера, где груз отправляется на следующий этап транспортировки или ссыпается в емкость для хранения.
Автоматизация конвейера осуществляется при помощи датчиков, которые контролируют обрыв, смещение ленты или просыпание груза.
С помощью нории можно успешно транспортировать практически любые типы грузов: кусковые, сыпучие, порошкообразные, жидкие. С последними двумя типами кроме норийного может справиться только винтовой конвейер, где они перемещаются внутри железной трубы за счет вращения винта в ней.